Великий пост

Великий пост — центральный пост во всех исторических церквях, цель которого — подготовка христианина к празднованию Пасхи; соответствующий период литургического года, отмеченный в богослужении молитвами покаяния и воспоминания крестной смерти и воскресения Иисуса Христа. Установлен в память о том, что Христос постился в пустыне сорок дней.

Великий пост длится почти полные семь седмиц — 48 дней. В него входят:

Святая четыредесятница (40 дней — 5 седмиц и 5 дней);
Лазарева суббота;
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение);
Страстная седмица (имеет только 6 дней).


В отношении трапезы Церковный Устав предписывает[19] следующие правила:

в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели — особо строгий пост;
не разрешаются «скоромные» продукты (мясо и его субпродукты, животный жир, молочные продукты, яйца);
в понедельники, среды и пятницы — холодная пища без елея (оливкового масла) один раз в день (в вечернее время);
во вторники и четверги — горячая пища без масла один раз в день (в вечернее время);
по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы) два раза в день (в дневное и вечернее время[20]);
в Великую пятницу ничего есть не положено;
в Великую субботу многие верующие отказываются также от пищи до наступления Пасхи, Уставом же допускается вечером этого дня единократный приём сырой пищи с вином[21];
рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье (Ваий); в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

Строгий «стандартный» распорядок поста из Устава Церкви предписан только монахам, которые обязаны его соблюдать полностью. Для мирского христианина строгость поста индивидуальна, все зависит от возможностей человека и его духовного рвения. Индивидуальные рекомендации, а также разрешение на некоторые послабления в связи с ограничениями по здоровью верующий получает от приходского священника или от своего духовника.
Также, воины, путешествующие и иные люди, находящиеся во власти обстоятельств и не имеющие возможности питаться свободно по своему выбору, не обязаны отказываться от «неподходящей» пищи, если нет иного выбора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*